Илор и Каман экскурсия отзыв

Илор и Каман экскурсия отзыв

Экскурсия по храмам восточной Абхазии.Мы прикоснулись к святая святых нашей Возможность увидеть редкие древние иконы, памятники архитектуры. Огромный объем информации о православных святынях! Наше первое путешествие на восток страны состоялось в августе 2015 года. Совершенно спонтанно, сидя вечером на веранде за бокалом вкуснейшего абхазского вина с хозяйкой нашего дома, пришла мысль, что нам нужно съездить туда, где мы еще на тот момент не были. Компания наша была большая, шестеро взрослых и наша маленькая апсуа принцесса Валерия 4 лет от роду, поэтому нам нужен был большой автомобиль. Нашелся такой минивэн у Рауля, который оказался еще и прекрасным гидом именно по восточной части страны. Путь наш начался в Гудауте, где мы проживали и первым пунктом назначения было село Каманы (в переводе Каманы обозначает «святое место»).

Располагается оно в 15 километрах севернее г. Сухум, путь проходит по проселочной дороге, но легковые машины, как и наш минивэн свободно там проезжают. Село Каманы связано с историей трёх святых — св. Василиска, Иоанна Предтечи и Иоанна Златоуста.

Сначала мы поднимаемся в месту, где покоятся мощи святого Василиска. Это не большая каменная гробница, от дождя над ней сделана крыша, которая держится на столбах и деревьях. В углу каменной стенки иконы и лампада… Говорят, что если помолиться здесь о том, что беспокоит, то обязательно все сбудется. Не знаю… может я молилась неправильно...

Немного о том кто есть св. Василиск — это римский воин, праведник, сосланный из Римской империи, за свою веру казненный жестоким язычником Агриппом, который требовал отказаться от православной веры. А в ответ на эти требования происходили чудеса. Агрипп приказал сослать Василиска в Каманы, и дойти ему туда предстояло в железных сапогах с гвоздями. Когда добравшись до Каманов Василиск попросил глоток воды, стражники велели попросить ее у своего бога. Василиск попросил и тут же раздался гром и молния и рядом образовался источник с водой, которой и находится там сейчас. Стражники обозлились и отрубили Василиску голову. На месте казни и построен в 308 году н. э. монастырь, существующий и по сей день. Вот такая история. Рядом с источником построена небольшая часовенка, там можно поставить свечи.

Далее мы идем в сам монастырь Второй святой, с чьим именем связано с. Каманы — Иоанн Златоуст, так его называли за красноречие, которым он блистал за православную веру. Тоже был изгнан, сначала в Армению, а потом и в Каманы. До Каманов он добрался, а через два дня умер в мучених. Мощи его были возвращены в Византию, а вот саркофаг, высеченный из куска скалы, до сиз пор находится в Абхазии в Каманах. До войны там же находилась и плащаница Иоанна Златоуста, но во время военных действий она исчезла.

После посещения монастыря мы искупались в том самом источнике, о котором гласит легенда о св. Василиске. Так же считается, что до сих пор в источнике можно найта камень со следами крови мученика и если посчастливится найти такой камень, то в жизни этого человека будет ожидать много благ.

Третий святой, с кем связано с. Каманы — Иоанн Креститель (Предтеча), крестивший Иисуса в Иордани. Третье обретение головы Иоанна Крестителя, убитого Иродиадой произошло именно в Каманах. Но до этого места мы не дошли, так как нас ждали еще четыре храма на востоке.

Далее мы возвращаемся в Сухум и направляемся на восток страны. Гулрыпш. Один из районных центров страны. Здесь на въезде в пос. Агудзера, находится храм пророка Илии. Архитектура этого храма очень необычная, он отличается от классических православных храмов не только на территории России, но и от абхазских храмов. Высокая колокольня из красного кирпича уходит высоко в небо, конический купол украшает маковка с крестом. Здесь очень много древних икон, богослужения проводятся здесь на трех языках — абхазском, древнеславянском и греческом.

Построен храм пророка Илии за счет Н. Н. Смецкого — мецената, помещика из Костромы, который на рубеже 18-19 веков построил здесь же знаменитый туберкулезный санаторий для своей жены, но это будет другая история, туда мы еще не добрались)) Вот этот необычной красоты храм:

Прощаемся с Гулрыпшем и двигаемся в сторону Очамчыры (на заднем плане этой фотографии как раз видны развалины санатория Смецкого)

Очамчиру мы проходим транзитом, только успеваю сделать несколько фото из окна машины

И наконец прибываем в самую восточную точку нашего путешествия — с. Илор. В Илоре две святыни: христианская — храм Святого Георгия и абхазская — Елыр-ныха. Сегодня мы говорим только о христианских.

Храм Св. Георгия построен приблизительно в XI в., очень много раз подвергался реставрации, из-за чего уже в наше время возникло много споров между абхазской и грузинской сторонами. Сейчас это однонефный белокаменный храм с колокольнями, без куполов. Съемка внутри храма категорически запрещена, поэтому буду рассказывать то как видела его я. Само помещение внутри очень светлое, в нем есть много окон как в доме, что само по себе удивительно, ведь окна в храме находятся всегда высоко под куполом. Всё бы было обычно в этом храме, если бы не мироточащие и кровоточащие иконы!

Это чудо я видела впервые и единственный раз в жизни! До сих пор не могу для себя найти объяснения как может икона кровоточить и мироточить?! Как вообще из иконы, если воспринимать ее как предмет живописи, может выделяться какая либо жидкость?! Но увидеть это стоит однозначно! Прикасаться к этим иконам руками, губами, категорически запрещено, только легким касанием кончика свечи! Считается что они имеют очень большую силу. Ощущения от созерцания их тоже не передаваемые, как будто теряешься во времени и все насущное уходит в фон.

Говорят, что каждую пятницу здесь проводится процедура изгнания бесов… Даже не могу себе представить это действо… Итак, самую восточную точку христианской Абхазии мы посетили и разворачиваемся обратно. У нас в планах еще два храма — Моквский храм Пресвятой богородицы, о нем я рассказывала далее Моквский храм (Абхазия, Очамчырский район) — Солнце живет в этом храме! и Успенский собор в с. Дранда

И наконец приезжаем в Дранду. Здесь, между Малым Кодором и Адзапшем, находятся Драндский собор Успения Божьей Матери и единственная в Абхазии… тюрьма. Собор построен в VI веке, а в 1880 году по указу Синода основан монастырь.

На входе в храм мы попадаем в церковную лавочку, но по количеству товаров, что то не совсем язык поворачивается назвать ее церковной, здесь и книги (причем не только православные), и какие-то косметические препараты и магнитики, чего тут только нет! А уж из лавочки заходим в сам храм. Пол храма полностью покрыт коврами, сами разными, большими, маленькими… Вокруг иконы… Но, атмосфера совершенно другая, чем в Мокве! Там свет вокруг и кажется что он проникает тебе у душу, а здесь тишина, уют и умиротворение.

Еще не раз после этого я посещу Дранду, проездом в Гал и Ткуарчал, не раз услышу и прочту в новостях про Илор и Каманы, не раз вспомню солнечный свет, проникающий из под купола Моквского храма… Постоянно встают перед глазами зеленые равнины и пустынные дороги восточной Абхазии… И я точно знаю, что вернусь сюда снова и снова, чтобы вдохнуть этот воздух, ступить на эту святую землю и поклониться древним иконам!

В Моквский храм мы попали по дороге из Илора. Это была потрясающая поездка по святым местам Абхазии. В тот день мы объехали 7 храмов. Речь пойдет о храме в с. Моква (Мыкуа — абх.) Очамчирского района. И так мы в самом центре села Моква, на поляне Мыкуашта. Здесь издавна проводятся различные мероприятия, посвященные национальным праздникам. Вкруг стоят традиционные апацхи, в которых в ярмарочные дни торгуют разными вкусностями. Каждую апацху предсталяет конкретное село со своим урожаем. А рядом, на солнечной поляне стоит Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы.

Солнце освещает его древние стены, попадая внутрь. Собор построен в Х веке, царем Леоном III. Это единственный пятинефный крестово-купольный храм в Абхазии.

Службы в нем проводятся два раза в неделю в те дни, когда приезжает священник. В остальное время за храмом присматривает житель села, ветеран Отечественной войны Абхазии.Перед алтарем, прямо в храме, находятся могилы Михаила и Георгия Шеваршидзе — владетельных князей Абхазии. Мы поднялись по каменной лестнице и нам открылся вид на алтарь сверху:

Давно стены храма были украшены фресками, было там очень богатое убранство. Сейчас все довольно скромно. Но ощущение света и легкости обволакивает, когда смотришь на купол снизу вверх. Моквский собор — место с удивительной энергетикой, в нем действительно так хорошо и спокойно, что мне он показался самым светлым из храмов Абхазии во свех смыслах этого слова.Непременно стоит посетить это место! Вот такая получилась у нас насыщенная экскурсия, столько нового мы узнали о православных святынях восточной Абхазии. Огромное спасибо Раулю, за его знания, умение рассказать и заинтересовать историей вероисповедания своей страны!

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.