Перевал Пыв Альпийские луга отзыв

Перевал Пыв Альпийские луга отзыв

Джиппинг на перевал Пыв Абхазия. Пусть сбудется ваша мечта — почувствовать себя горным орлом на вершине Кавказа.Один экологически чистый незамутненный восторг Пожалуй, только один — нас не предупредили, что под теплой одеждой для гор подразумеваются не ветровки, а ватники.Если совсем коротко — то слов нет, ибо оказавшись там — между небом и землей — слова теряют смысл...

А если серьезно, то надо ЕХАТЬ, СМОТРЕТЬ, ОЩУЩАТЬ, потому что никакие слова не смогут передать всю гамму эмоций, захлестывающих тебя там, как девятый вал. Не даром говорят, что только грандиозные творения природы способно поменять мироощущение человека полностью. Наверное, и мы вернулись оттуда другими людьми...

А началось все с того, что в Абхазии, прокатившись на джипах в Кодорское ущелье мы стали фанатами джиппинга, открывшего нам совсем другой (труднодоступный и потому еще практически первозданный) Кавказ. Вот о том, как туда попасть и чем вам это грозит, и постараюсь рассказать и показать.

Абхазский джиппинг — о джипах и джипперах

Прежде всего о джипах, таких же маленьких, но гордых, как сама Абхазия. Никаких Wrangler Call of Duty и прочих навороченных внедорожников здесь по определению ждать не стоит. Рулит простота и функционал, среди которого главное, чтобы машина уверенно брала любые колдобины и непроходимую грязь. Вот на этом зеленом «скакуне» мы и отправились на рассвете из Нового Афона на перевал Пыв.

Кстати, наш водитель. Настоящий Шумахер, джигит и просто отличный парень, который любит и главное ЗНАЕТ свой край. Будете в Абхазии, увидите его машину, смело тормозите, берите телефон и самые интересные экскурсии на джипах вам обеспечены!

Он не просто рулит… По сути, водители-джипперы сами «собирают» маршрут, подыскивая и разведывая интересные места и виды. Никаких экскурсоводов нет, контора (любая), через которую вы купите «билет» — не более чем «крыша», которая делает их бизнес официальным. Попадется водитель-энтузиаст — увидите все САМОЕ интересное, а попадется-наездник — прокатитесь с ветерком, но по нахоженным туристическим местам.

Второй плюс передвижения на джипах — возможность видеосъемки в дороге. А ее первая часть — проходит по самому живописному ущелью реки Бзыбь и Рицинскому реликтовому парку. Жаль, что здесь нельзя вставлять видео — сняли мы во время этой поездки просто мегатонны красивых видов с трассы, но канала на ютубе у нас нет.

Из пункта «А» в пункт… «П»

Весь маршрут до перевала Пыв — «туда» — занял около 3 часов. Чистой езды порядка 2 часов, остальное — остановки: технические — посетить, организационные — поесть, выпить, для души — потрогать (а если нельзя, то хотя бы посмотреть.

Первая остановка — для души, или «дамское селфи» на водопаде «Девичьи слезы». Очень необычно и романтично. Талые воды высокогорных альпийских лугов пройдя насквозь горный массив тонкими струями сочатся по скальному обрыву прямо у дороги. Естественно, без «слезливой» легенды о любви здесь не обошлось… и наши дамы ринулись вязать «ленточки желаний», поскольку им дали только 5 минут.

Завтракали в Медовом доме блинами. В принципе там останавливаются практически все маршруты, следующие к озеру Рица. Медовый дом — просто магазин на трассе, из которого сделали своеобразный шоу-рум, поэтому там всегда толпы машин и людей. Сделали, надо сказать, с душой, не поленились собрать своеобразный музей меда под открытым небом… но зато каждая продажа превращается в историко-культурную презентацию.

Так что берегите уши, грамотно сваренная и поданная лапша, сильно облегчает кошелек наивного туриста. Мед, как сказал наш водитель, надо брать на пасеке, а не в магазине, но если очень хочется красивый расписной горшочек — то можно...

Следующая 30 минутная техническая остановка на маршруте — жемчужина Абхазии — озеро Рица. Не буду повторяться — впечатления о нем как раз и можно почитать в отзыве по ссылке. Собственно упомянул о нем здесь только потому, что как раз за ним и начинается настоящий джиппинг. Все что было «до» — это езда по хорошей дороге без какой-либо экзотики и экстрима. Единственное, что еще хочется посоветовать в отношении Рица тем, кто туда соберется — не поленитесь подняться по серпантину с правой стороны озера. Как раз оттуда открываются панорамные виды, а ларьки, кафешки и прочие объекты туристической инфраструктуры уже выглядят слишком мелко, чтобы их испортить.

Как только серпантин дороги скрыл от нас озеро, нас неожиданно «догнало» продолжение слезливой легенды — водопад «Мужские слезы». Найди, как говорится, десять отличий...

Не буду вас интриговать — главное отличие в том, что у мужчин желания, видимо, настолько приземленное, что отличаются от женских так, как ленточка отличается от носовых платков, которыми сейчас служат одноразовые салфетки. Сказать, что такой антураж дополнил пейзаж, не могу. Выглядит как-то не очень. Поэтому никто даже из машин не вылез. Остановились, щелкнули, поехали дальше.

Незапланированные остановки

Неучтенный национальный фактор на трассе — «горные ребристые молокозаводы» индивидуального пользования… которые в Абхазии бродят по дорогам, как дервиши в Индии. Встретить их можно в самых неожиданных местах без всякого сопровождения. А самое главное — ни один водитель, когда ему в горах преграждает путь корова, не будет ее отгонять гудками. «Нельзя! Напугаешь — шарахнется в сторону, а там обрыв… А если кормилица сломает ногу?» Остановится и будет ждать, когда ей самой надоест стоять посреди дороги. А ей торопиться некуда — в лесу комарье, оводы кусают… Ну а у группы появляется лишняя минутка поснимать виды...

Два способа оказаться на перевале Пыв (2600 м над уровнем моря) Даже для джипа не все дороги проходимы. Поэтому вас подвозят к конечной точке автомаршрута, откуда на вершину перевала ведет 6 километровая заповедная тропа-подъем. Преодолеть ее вы можете двумя способами, как говорят тут: на 11-м трамвае — бесплатно или на 44-м — за 1000-1200 рублей (цена зависит от спроса, в конце сезона дешевле). То есть пешком или на лошади. Выбор за вами.

Плюсы, минусы, резоны...

При выборе способа дальнейшего передвижения надо руководствоваться не соображениями — сидел на лошади — не сидел, пройду 6 км в гору — не пройду, а ГДЕ находится в ДАННЫЙ момент СОЛНЦЕ. Едете-то вы туда СМОТРЕТЬ горы и панорамы, а солнце в горах садится быстро… Тьма там после захода солнца абсолютная, как, кстати, и холод! Но о нем чуть позже.

То есть, если светлого времени осталось не слишком много, не раздумывая берите лошадь, даже если не знаете, с какой стороны у нее руль и педаль газа. И вот почему. Те из наших, кто пожадничал, ну или просто не рискнул воспользоваться этим «транспортом высокой проходимости» и пошли прогуляться пешком:

— подошли к вершине, когда солнце уже садилось и посмотрели только отсветы заката; — обратно искали трапу в полной темноте (а мы, ехавшие так же в полной темноте на лошадях, слушали из кустов их… непереводимую игру слов); — фонариков (в телефонах, других ессно ни у кого не было), чтобы подсветить тропку, на все 6 км не хватило никому; — на пикник, те, кому пришлось поплутать в кустах, опоздали (естественно, им оставили и шашлыки, и все остальное, но ели они все холодное).

Конечно, у пешей прогулки есть свои плюсы. Например, там вокруг тропинки — огромные черничники, где даже в сентябре ягоды не обобраны (ибо заказник и собирать там как бы нельзя, но если никто не видит, то...). Можно выбирать любые ракурсы — там уже нет деревьев, закрывающих обзор, помедитировать, в конце концов. Да и тропа идет по склонам «в обход» самых неудобных подъемов. Вот на всех этих плюсах народ и погорел, придя наверх к моменту, когда «наездники», уже проводив закат, собирались обратно. Но если бы мы приехали хотя бы на пару часов раньше, скорее всего тоже бы выбрали пешую прогулку. Такое преимущество есть у тех, кто поедет на Пыв от ближайших курортов.

О гордой лошадке, замолвлю тут слово… (лирическое отступление)

В заповедной зоне перевала (на самом верху) разрешен только абсолютно экологически чистый транспорт. Именно ему и хочется спеть дифирамбы в конце. Никогда я до этого момента на лошади не сидел. Вообще. Но видел, как сидели другие :) Поэтому взял.

И это был бесконечный… восторг от ощущения единства с огромным, живым, теплым (собственно после захода солнца всю обратную дорогу он меня и спасал от холода, такой там на высоте дубак!), ехидным и даже сволочным существом… и благодарность, что он, пыхтя, тащит меня в гору со всей моей фототехникой на своем горбу, и особенно обратно, когда вообще было не видно ни зги, а он знал, куда надо ставить среди камней ногу, потому что ходит, бедолага, туда-сюда, наверное, с самого рождения… и удовольствие, что смог ему угодить, скормив втихаря буханку хлеба в конце (этим их там особо не балуют — травы полно)!

На вершине Кавказа! Если без лирики. Лошадки горной породы невысоки, ходят под седлом местного ручного производства с удобной «спинкой», способной удержать вас, даже если лошадь встает на дыбы. Мой именно это и проделал, когда у него передняя нога зацепилась за повод предыдущей лошади. Группа идет караваном — то есть «рулить» вам вообще не приходится. Все лошади связаны в единую цепь. То есть буквально метров 50 проехали и начинаете чувствовать себя настолько уверенно, что можно вообще не держаться за луку, а снимать красоты вокруг. Джигитовки, чудеса которой показывают местные «групповоды», от вас и не потребуется.

Ну а если не почувствовали, то можно держаться и спереди, и сзади… и по настоящему оценить это вы сможете на обратной дороге — когда в полной темноте лошадь идет «вниз головой» под углом 45 градусов… (это хвастаюсь :0), потому как ночной спуск на лошади в горах — это чистый адреналин, куда там джиппингу! Вот тут как раз видно, как навстречу нам возвращаются с вершины пешеходы из предыдущей группы.

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.